Укрепление взаимодействия регистраторов и нотариусов поможет защитить граждан от мошенников

По инициативе Управления Росреестра по Москве состоялось совещание с представителями Московской городской нотариальной палаты по вопросам взаимодействия нотариусов и органов Росреестра.

Вопрос совершения мошеннических действий с недвижимостью с использованием поддельных документов сегодня является одним из наиболее острых. Руководитель Управления Росреестра по Москве Игорь Майданов отметил значимость развития взаимодействия с нотариатом в деле обеспечения безопасности оборота недвижимости: «Имеющие место случаи мошеннических действий с недвижимостью граждан и юридических лиц требуют укрепления взаимодействия регистраторов и нотариусов. Государственные регистраторы Управления каждый месяц направляют нотариусам около 200 запросов с просьбами проверить, не является ли тот или иной документ подделкой. В этом году, благодаря таким обращениям, было установлено, что в 16 случаях документы оказались фиктивными. Среди таких документов, поданных мошенниками на государственную регистрацию, ­­­- доверенности, свидетельства о праве на наследство по закону и завещанию, нотариальные договоры купли-продажи. Этими случаями занимаются правоохранительные органы. Надеюсь, что более тесное взаимодействие государственных регистраторов и нотариусов сведет эту негативную статистику к минимуму». 

В совещании, на котором обсуждались способы защиты достоверности государственных реестров, приняли участие руководитель Управления Игорь Майданов и эксперты ведомства, президент Федеральной нотариальной палаты и Московской городской нотариальной палаты Константин Корсик, практикующие столичные нотариусы, а также директор Фонда «Центр инноваций и информационных технологий» Федеральной нотариальной палаты Владимир Голобоков.

В ходе встречи стороны обсудили вопросы взаимодействия Росреестра и Московской городской нотариальной палаты. Говорили и о проблемах, с которыми сталкиваются государственные регистраторы и нотариусы Москвы. 

В марте 2014 года Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральная нотариальная палата заключили соглашение о сотрудничестве, определяющее взаимодействие сторон в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также совершения нотариальных действий.

Соглашение предусматривает возможность направления регистратором запроса в нотариальную палату в случае, если возникают сомнения в подлинности выданного или удостоверенного нотариусом документа. Сотрудники палаты в течение пяти рабочих дней подтверждают или опровергают факт совершения нотариального действия, а также направляют иную запрашиваемую государственным регистратором информацию (в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о регистрации). 

В соответствии с вступившими в силу с 31 декабря 2015 года положениями Федерального закона № 447-ФЗ общий предельный срок государственной регистрации прав и кадастрового учета недвижимости сокращен до 10 рабочих дней, причем государственная регистрация прав на основании нотариально удостоверенных документов, представленных в форме электронных документов, электронных образов документов и поданного нотариусом в электронной форме заявления осуществляется за один рабочий день, следующий за днем приема документов. Сокращение сроков регистрации прав требует еще большей оперативности в получении данных. Поэтому в ходе совещания было решено предоставить регистраторам Управления доступ к единой информационной системе. При этом за регистраторами сохранится возможность обращения и напрямую к нотариусам. В первом случае сотрудники Управления смогут максимально быстро получить краткий ответ, во втором — получить более детальную расшифровку информации, если справка из ЕИС не смогла прояснить ситуацию. 

«Нотариусы Москвы будут проинформированы о значимости эффективного сотрудничества между нотариатом и Управлением Росреестра по Москве и необходимости максимально оперативных ответов на запросы регистраторов, в том числе на запросы по электронной почте» — подчеркнул президент Московской городской нотариальной палаты Константин Корсик. 

Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 457-ФЗ содержит в себе изменения, направленные на повышение привлекательности нотариальной формы сделок, в первую очередь, с недвижимым имуществом. В частности, сокращение сроков государственной регистрации, закрепление электронного доступа нотариуса к сведениям ЕГРП и кадастра недвижимости и возможности электронной подачи документов на государственную регистрацию прав.

По мнению Константина Корсика, данное нововведение эффективно защищает граждан от мошеннических действий с недвижимостью. К сожалению, требования закона со стороны Росреестра исполняются не в полном объеме, и это мешает переходу к электронному документообороту. В ходе совещания обсудили существующие на данный момент сложности развития электронного взаимодействия. К примеру, нотариусы все еще испытывают затруднения во взаимодействии с органами Росреестра, запрашивая данные из ЕГРП и ГКН из-за существующих в работе электронных сервисов Росреестра проблем. В процессе работы с сервисом государственной регистрации прав в электронном виде, обнаружилось большое количество ошибок в системе. Нотариусы столкнулись со сбоями, которые происходили при оплате государственной пошлины по заявлениям о государственной регистрации права собственности в электронном виде. Возникали проблемы при взаимодействии сервиса Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в электронном виде» с Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах. Кроме того, при работе с сервисом возникали проблемы с подписанием запросов с помощью Электронной цифровой подписи нотариуса (ЭЦП). 

Такая нестабильная работа сервиса не позволяет определить точные сроки исполнения услуги государственной регистрации прав на основании нотариально удостоверенных документов, представленных в форме электронных документов и поданных нотариусами в электронной форме заявлений о государственной регистрации прав. 

По итогам совещания принят ряд решений, направленных на решение существующих во взаимодействии нотариата и Росреестра проблем. 

В целях укрепления дальнейшего взаимодействия сторонами принято решение о создании рабочей группы, в которую войдут представители Росреестра и Московской городской нотариальной палаты. Кроме того принято решение об обмене базами данных: МГНП предоставит электронные адреса всех нотариусов столицы, а Управление — список регистраторов, которые будут запрашивать у них информацию.

Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/ukreplenie-vzaimodeistviia-registratorov-i-notariusov-pomozhet-zashchitit-grazhdan-ot-moshennikov